Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая категория прав нужна на квадроцикл в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.
- Права необходимы для управления квадроциклом, снегоходом, трициклом;
- Чтобы получить права на квадроцикл, снегоход, мотовездеход при открытой категории А в удостоверении, выданном ГИБДД, требуется сдать экзамен в Гостехнадзоре и получить удостоверение тракториста-машиниста.
- Какие права нужны на трицикл зависит от габаритов и мощности ТС;
- Если у вас есть категория А в водительских правах, то вы вправе управлять квадрициклом и трициклом с мотоциклетной посадкой, но для езды на этих ТС с автомобильной посадкой сдайте экзамен в ГИБДД и получите водительское удостоверение категории В1.
- Важно не путать квадроцикл и квадрицикл. Для них необходимы абсолютно разные водительские удостоверения;
Распространенные вопросы
Несмотря схожесть названий, квадроцикл и квадрицикл – это 2 абсолютно разных транспортных средства. Если первый вид транспорта является четырехколесным мотовнедорожником, то на втором разрешено ездить по общим дорогам и трассам. К тому же для управления данными транспортами нужны разные категории ВУ: «А1» и «В» соответственно.
Если квадроцикл используется в качестве спортивного ТС, которое не участвует в дорожном движении, оформлять полис ОСАГО не обязательно. Однако при езде на транспорте в пределах города, поселка или деревни, он должен быть застрахован в обязательном порядке.
Каждый гражданин РФ, желающий управлять квадроциклом, должен получить ВУ категории «А1» или “М”. Наличие прав является прямым доказательством того, что лицо имеет необходимые знания и навыки для управления внедорожной мототехникой.
Категория «А» в водительском удостоверении очень популярна. Расшифровка – доступны мотоциклы. Причем не только стандартными мотоциклами, но и моделями, что предусматривают коляску. Конечно, мотоколяски стали не так часто встречаться, но, тем не менее, рассматриваемый транспорт всё ещё иногда используется, и эта категорияправ позволяет на нем ездить, не опасаясь неприятного столкновения с органами дорожного контроля.
Давайте для наглядности рассмотрим, какой транспорт можно назвать «мотоциклами». Расшифровка гласит – к рассматриваемому типу относят ТС с двумя колесами, боковым прицепом или его отсутствием. Рассматриваемая категория предусматривает возможность езды со средствами на 3 и 4 колеса, что рассматриваемый мотоцикл в полном снаряжении не превысит четыре сотни килограмм.
Нужны ли права на квадроцикл 125-200 кубов?
Необходимы права и на квадроцикл с двигателем с рабочим объемом в 125-200 см³. Здесь как раз все понятно. Выдать водительское удостоверение категории «А I» в данном случае может Гостехнадзор или Госавтоинспекция. Все зависит от наличия ПТС. При отсутствии водительского удостоверения на управление транспортным средством инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф или даже отбуксировать квадроцикл на штрафстоянку.
Почему удостоверение тракториста-машиниста категории «A I»? Опять же возвращаемся к ПП РФ №796 от 12.06.1999, которое гласит, что все мотовездеходы должны быть поставлены владельцем на учет. А на все транспортные средства, находящиеся на учете, требуется получение водительских прав.
И еще один момент. Многие путают категории «А I» и «А1». Первая оформляется для управления мопедами, квадроциклами и снегоходами. Вторая нужна для передвижения на легких мотоциклов.
Что будет за езду на квадроцикле без прав?
Многие владельцы игнорируют требования о наличии прав и постановки на учет, аргументируя свою позицию тем, что езда на мотовездеходе осуществляется исключительно по пересеченной местности, где никто ничего не контролирует. Однако это крайне чреватое заблуждение, причем сразу по нескольким причинам.
В первую очередь, это вышеупомянутое отсутствие необходимых навыков. Да, их вполне можно получить самостоятельно, изучая профильную информацию в Интернете и технической литературе — и при этом набить множество шишек, пытаясь применить теорию на практике. Обучение по регламентированной программе под контролем грамотного преподавателя позволит этого избежать. Как пример: в рамках учебных курсов, помимо прочего, рассказывается о том, где можно кататься на квадроцикле, а где этого делать не стоит и почему. Такая информация позволит грамотно выбирать маршруты для покатушек и избежать каких-либо штрафов за въезд на не предназначенную для этого территорию.
Далее — элементарное соблюдение закона, который требует наличие соответствующей категории для управления мотовездеходом. Проверить документы имеет право как сотрудник ГИБДД, так и представитель Гостехнадзора. Если у владельца мотовездехода прав не окажется, то ему может грозить штраф до 15 000 рублей. При этом сумма штрафа может вырасти в геометрической прогрессии при выявлении каких-то еще нарушений (например, выезд на дороги общего пользования или отсутствие регистрационных номеров), а сам квадроцикл — отправится на штраф-стоянку до тех пор, пока штраф не будет оплачен.
Хочу поделиться опытом вождения квадроцикла без прав. Купил транспорт в честь Дня рождения для того, чтобы ездить за город порыбачить. Выходит куда удобнее и быстрее, чем на машине. Проехать по общественным дорогам мне нужно совсем немного, живу неподалеку от Ярославля. Отъездил я так почти полгода, пока не нарвался на патруль. Честно, была мысль удрать, но передумал. Выписали мне штраф на 12000 рублей, благо транспорт не отняли. Теперь изучаю информацию о том, как получить права.
Александр, 35 лет
Передвигаюсь без прав уже года 3 – никто ни разу удостоверение не спросил. Формально – да, нужны права, только непонятно кому их показывать. Не знаю ни одного человека, который зарегистрировал свой квадроцикл. Что я, что мои друзья, перевозим грузы в прицепах вне общественных дорог, ни разу не остановили и права не спросили.
Сергей, 44 года
У меня есть права – и езжу спокойно. Процедура безболезненная, занимает от силы часа полтора, а потом только подождать остается. Зато могу выехать на дорогу в случае необходимости и не бояться штрафа. Останавливал инспектор только раз, рекомендовал по дорогам все же не ездить в силу небезопасности, но официально такого запрета нет. Всем рекомендую сдать на права и не переживать по пустякам.
Максим, 25 лет.
Обучение на получение водительского удостоверения на квадроциклы можно пройти в специальной организации, относящейся к структуре Гостехнадзора. Также ведомство разрешает пройти обучение экстерном. Однако и в первом, и во втором случае получить допуск до управления квадроциклами можно только после сдачи экзамена, разделенного на теоретическую и практическую части.
Первая, в свою очередь, проходит в течение двух этапов:
- Экзаменатор проверяет уровень знаний по правилам эксплуатации машин самоходного типа.
- Тестируются знание ПДД.
Помимо перечисленного выше претендент обязан знать следующее:
- конструктивные особенности мотовездеходов;
- правила устранения наиболее распространенных неисправностей;
- законы о правилах перевозки пассажиров и последствия, наступающие в случае их несоблюдения;
- основные факторы, которые могут привести к ДТП;
- способы оказания первой помощи на дороге.
Практика также проходит в два этапа:
- Закрытая площадка.
На площадке претендент должен продемонстрировать экзаменатору свои навыки в области управления квадроциклом. Для этого он выполняет несколько заданий:
- движение по подъему;
- торможение на различной скорости;
- совершение полного разворота на ограниченной площади;
- движение назад.
В случае если претендент успешно прошел все испытания, его отправляют на дороги общего пользования.
- Езда по городу.
В городе на практике проверяются не только знания ПДД, но и способности водителя реагировать на меняющуюся обстановку.
Какая категория прав нужна для квадроцикла
Если речь идет о квадроцикле, то в виду имеется мототранспортное внедорожное средство, обладающее своими отличительными чертами. Во-первых, сиденье у таких вездеходов мотоциклетное, точно также как и ручки управления. Во-вторых, конструкция руля квадроцикла напоминает велосипедную.
По своим характеристикам и в ПДД квадроциклы относятся к категории тракторов и для управления такой техникой требуются соответствующие права категории А1.
Важно! При покупке квадроцикла убедитесь в наличие ПСМ (паспорта самоходной машины) для регистрации в Гостехнадзоре.
Никаких других вариантов тут нет, так как такой путаницы, как с квадрициклами пока не придумали. Поэтому для управления «мини-трактором» можно смело оформлять права категории А1 (категория на квадроцикл).
Владельцам «квадро» с объемом движка не превышающим 50 кубов будет достаточно прав категории М (для мотороллеров).
Таким образом, можно условно разделить три категории на следующие типы:
- М – для управления мопедами легкими квадрОциклами (объемом двигателя до 50 куб. см);
- А1 – для мотоциклов и квадрОциклов мощностью двигателя до 11 кВт или объемом до 125 куб. см;
- В1 – для управления трициклами и квадрИциклами.
Требуются ли права для передвижения на квадроцикле?
Если мы обратимся к правительственному постановлению No796, то можно узнать, что квадроцикл, как и снегоход являются мототранспорту внедорожного типа. Такой транспорт не должен использоваться для передвижения по обычным городским и междугородним дорогам и обычно развивает максимальную скорость не более 50 километров в час. А также постановление гласит, что для управления квадроциклом необходимо получить на это права и удостоверение водителя.
В противном случае при езде без прав вы будете совершать административное нарушение, которое влечет за собой штрафные санкции. По статье 12.7 АК штраф в этом случае будет составлять от 5 до 15 тыс. рублей.
Водительское удостоверение на квадрицикл
В отличие от квадроцикла, квадрицикл имеет небольшой кузов и мотоциклом назвать его нельзя. Минимальная скорость такого транспорта составляет 25 километров в час. Он проще в управлении и поэтому с получением прав на него не возникнет больших проблем. Если объем двигателя не превышает 50 кубических сантиметров, для вождения квадрицикла нужно получить водительское удостоверение категории М. В случае если объем превышает 50 см³, то следует учесть нижеперечисленные факты:
- На трициклы и квадрициклы, объем двигателя которых больше 50 кубических сантиметров открывается категория В1.
- При наличии руля и посадки, как у мотоцикла, следует открыть категорию А.
- Если в транспортном средстве имеется 8 посадочных мест и вес его не превышает 3,5 тонны, то права на квадрицикл необходимо открывать категории В. Исключением являются квадрициклы с мотоциклетным рулем и сиденьем.
Нужны ли права на квадроцикл?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к нормативным документам, дающим определение квадроциклу как транспортному средству.
За границей (да часто и у нас) квадроциклы имеют название ATV (All Terrain Vehicle – буквально вездеходы).
Не так давно (2013 год) в выпущенном ГОСТе по методам испытаний таких машин (там они называются также снегоболотоходами) отмечаются их характерные особенности:
- вездеход с колёсными движителями в количестве 4 штук на шинах низкого давления,
- имеет двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе,
- оборудован сидением в форме седла и имеет руль велосипедного или мотоциклетного типа,
- не предназначен для движения по общим автомобильным дорогам.
В более раннем (2003 год) ГОСТе, оговаривающем технические требования к квадроциклам, было введено ограничение на количество людей, перевозимых этим средством: только один водитель, однако впоследствии это ограничение сняли и в стандарте 2013 года фигурирует уже класс ATV II, предусматривающий пассажирскую перевозку.
Принципиальным же для разрешительной документации является то, что квадроциклы не предназначены для движения по общим автомобильным дорогам. Однако и прямого запрета на движение по таким дорогам (кроме автомагистралей) ПДД не содержат.
Права на квадроцикл. Какая категория должна быть
Для управления квадроциклом необходимо иметь права тракториста-машиниста категории А1. При этом, вам вовсе не обязательно ходить в тракторную школу. В органах Гостехнадзора существует институт экстерната. Это значит, что вы можете научиться вождению вездехода самостоятельно. Принудительно проходить курс водителя-тракториста могут заставить, только если вы не сдали теоретический экзамен с трех раз. Проходить спецкурс рекомендуется строго в специализированном аккредитованном учреждении.
Если вы не уверены в своих навыках для сдачи практической части, лучший вариант – потратить примерно час или два на обучение с инструктором. После этого сдать езду передом и задом, экстренную остановку, старт на эстакаде, восьмерку и змейку получится с первой попытки.
Важно!
Дополнительный пункт правил гласит: «Лицам, имеющим водительское удостоверение категории «А», выданное до 01.01.2000 г., удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с разрешающей о выдается без повторной сдачи экзаменов».
Со скольки лет можно ездить на квадроцикле?
Чтобы беспрепятственно управлять квадроциклом, необходимо знать условия получения водительского удостоверения.
Получить права тракториста-машиниста возможно при достижении возраста 16 лет и с этого же возраста уже можно управлять квадроциклом (пп.а п.11 Правил, утвержденных Постановлением № 796). Не допускаются к сдаче экзамена:
- лица не достигшие установленного возраста;
- граждане, ранее сдавшие экзамен и получившие удостоверение тракториста-машиниста с указанной категорией, если закон не требует сдать экзамены повторно;
- наличие лишения водительских прав на управление транспортом до момента истечения срока лишения;
- наличие медицинских противопоказаний, препятствующих управлению самоходными машинами;
- отсутствие документов, которые необходимо представить в орган Гостехнадзора;
- неуплата госпошлины за выдачу удостоверения.
Правила практического экзамена на получение права водить квадроцикл также регламентирует гл. 3 Постановления Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года. Практика разделена на 2 части. Первая проводится на закрытой площадке. Во время второй лицу предстоит выполнить задачу на специальном маршруте в условиях реального использования транспортного средства. Претенденту на получение прав водить квадроцикл необходимо выполнить минимум 5 испытаний, в число которых входят:
- выполнение экстренной остановки или торможения;
- заезд на эстакаду;
- движение змейкой;
- маневрирование в рамках ограниченного пространства.
Доступ к практической части предоставляется только после успешной сдачи теории. Практические испытания можно не сдать трижды. Если справиться с испытанием не удалось большее количество раз, очередная сдача экзамена возможна лишь после повторного обучения.